Ментальность – что означает, определение, значение, примеры употребления

Что такое ментальность

Значение слов «ментальность», «ментально» от латинского «mens» – ум. Ментальность – это образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы (источник Философская энциклопедия).

Ментальный статус присущ как одному человеку, так и группе людей, нации, культурному объединению.

Ментально – это значит индивидуально, по-разному.

Например, в Марокко семья, узнав, что вскоре родится ребенок, устраивает пышное пиршество, зарезает скот, угощает буквально каждого прохожего и призывает разделить радость. В России же новость об ожидании ребенка празднуется обычно в семейном кругу, направо и налево об этом не сообщается. Это и есть разное видение, разные ментальности.

Ментальность общества

Ментальность не является субстанциональной подобно мышлению и воображению, следовательно не может быть исчисленной, ее нельзя ощутить на ощупь, вкус или слух. Непосредственно за ней нельзя наблюдать, трактовать как равноправный компонент взаимодействия, она не имеет непосредственного воздействия на становление явлений и процессов.

Ментальность является содержанием внутренней сферы субъекта, который складывается в ходе жизнедеятельности, как результат превращения естественного и социального мира в акты субъективности.

Ментальность не существует за приделами своих материальных носителей. Проживая продолжительный период времени в одном месте, люди организовываются в социальные группы, их ментальность начинает меняться одинаково, поскольку все это время на них воздействуют те же факторы. Наличие такого факта подтверждает, что ментальность одна, присуща каждому субъекту общества, но она может коренным образом отличаться от ментальности другого общества (например, группа людей иного вероисповедания).

На содержание ментальности общества огромное влияние имеют именно традиции и ценности данной среды обитания субъектов. Ментальность общества представляет собой культурную среду нашего обитания, в которой росли, учились, воспитывались и живем сейчас. Это главный фактор влияния на мышление каждого субъекта общности, на его ежедневное поведение и решения.

Ментальность включает в себя два уровня:

  • генетический: природные ресурсы, с которыми рождается субъект – уровень, который нельзя изменить;
  • приобретенный: наше воспитание, среда обитания – уровень, который можно изменить.

Как субъективная форма, ментальность образует собой духовный мир человека, отображая динамику душевных внутренних состояний и психических свойств человека, которые личность проявляет в специфических реакциях, свойственных только ей, на воздействия культуры и социума. Как совокупность поступков субъектов ментальность всего общества формирует комплекс норм мотивационного поведения в конкретной социальной группе. В своей субъективной форме ментальность преобразует индивида в личность, а группу в целостное общество, объединённое ценностями и культурой. Этимологическое значение ментальности означает – «душа», точнее сказать «состав души». Но современное использование термина не отождествляет его конкретно с душой. Понятие душевное распространяется только на половину явлений и их качеств, которые составляют объём понятия ментальность. В ипостаси душевного она выступает психологическим настроем субъекта, выражая личностные поведенческие особенности.

Как способ видения мира ментальность не является идентичной для такого понятия как идеология. Она не есть научной, философской или этнической системой, это психологический уровень воспроизведения информации, на котором эмоции единое целое с мыслями. На сегодня понятие ментальности употребляется не только для обозначения культурных стереотипов, своеобразности мышления больших социальных обществ, а и при толковании конкретных верований, образа мыслей, небольших групп. Исследователи ментальности считают, что формирование ее начинается еще с 3 летнего возраста, а длится приблизительно на протяжении 12 лет. При этом они выделяют максимально значимые факторы, влияющие на ее формирование:

  • поведение родителей. В самом маленьком возрасте, ребенок неосознанно, в некоторой степени впитывает в себя мировоззрение своих родителей;
  • средства массовой информации, литература, кино, все это оставляет свой след в поведении, значит и в ментальности, за весь период взросления субъекта;
  • влияние кумиров: реальные или нереальные персонажи, подражание поведению которых, так же влияет на формирование ментальности;
  • политика государства: внешняя, внутренняя. Она направляет вектор развития народа в экономической и культурных сферах, соответственно и каждого субъекта по отдельности;
  • общественные организации, которые в той или иной сфере имеют влияние на субъект;
  • огромное влияние имеет: школа, церковь, высшие учебные заведения.

Весь этот список можно, разумеется, продолжить, однако необходимо выделить, что ментальность этноса, которая создается на протяжении более длительного промежутка времени, в своей мере воздействует на формирование абсолютно всех данных условий, которые впоследствии оказывают большое влияние на каждый субъект.

Ментальность образует в себе комплекс качеств конкретного этноса либо общественного слоя. И ключевым считается не количество, а качество, поскольку социальная и национальная структура, формировались исторически и впитали в себя многовековые устои и культуру.

Читайте также:  Как развить интуицию самостоятельно: способы, упражнения, советы

История появления термина

Термин «ментальности» использовался еще в XIX в. американским философом и поэтом Р.Эмерсоном (1803–1882), пытавшимся связать воедино метафизические и психологические проблемы общественных настроений. Понятие «коллективных ментальностей» использовалось также французским политиком и историком А. де Токвилем, автором книги Демократия в Америке (1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в описываемом им американском обществе.

В научный оборот термин «ментальности» был введен французским этнологом и социо-антропологом Л.Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчеркиваемую также «отцом социологии» Э.Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям (т. наз. «закон сопричастия», loi de participation). Он первым подчеркнул сложность попыток постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из современных понятий.

Философское понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он вкладывал в понятие «менталитета» примерно то же содержание, что и Л.Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы.

Психоаналитическая и социопсихологическая исследовательская традиция, в рамках которой родилась психоистория, склонна была представлять ментальности аналогом и синонимом «социального характера». Социолог-неофрейдист Э.Фромм (1900–1980) в работе Бегство от свободы (1941) употреблял понятие «социального характера», считая его синонимичным понятию коллективных представлений или ментальностей. Французский психолог Г.Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» (Ментальности, 1952).

В середине и второй половине 20 в. понятие ментальностей активно использовалось в философских системах феноменологов и структуралистов, введших в языковую норму термин «эпистема» (система познания и умственная картина мира), близкого по содержанию к понятию «ментальностей».

Основы социально-исторического рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.

Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира (раз и навсегда ушедшего!), сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е. их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М.Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически», не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М.Блок в одной из своих работ.

Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).

Менталитет и ментальность – отличия

С понятием ментальности связана неоднозначность, подвижность, разные взгляды и точки зрения.

Менталитет в философии и в жизни – это четкая система взглядов, устоев, традиций, предпочтений. Они складываются на уровне коллективного сознания.

Виды ментальности

Если провести эксперимент, и заселить определённую группу людей в один дом, закрытый городок или на необитаемый остров, то рано или поздно они привыкнут друг к другу, подстроятся. В этом маленьком обществе возникнут свои законы, порядки, традиции.

Что такое менталитет?

Что такое менталитет?

Их предки и последующие поколения будут иметь такое же мировоззрение: исторически именно так формируется ментальная связь между людьми сквозь времена.

Итак, различают разные виды человеческой ментальности:

  • Уровень интеллекта.

Так называемые крестьяне и интеллигенция. Если посмотреть на людей в ресторане, то можно легко понять, кто есть кто.

  • Возраст.

Дети, старики, подростки, зрелые. Дети инфантильны, а старики мудры.

  • Строение общества.

Очевидно, что человек из средневековья имел мировоззрение, отличное от мировоззрения современного жителя. И, если бы существовала машина времени, то ментальность любого из представителей определённой эпохи была бы под угрозой.

  • Расовая принадлежность.

Европеец или азиат. Менталитет может существенно отличаться.

  • Религиозные убеждения.
Читайте также:  Что делать, если делать ничего не хочется - советы психолога

Буддисты, мусульмане, христиане – все мыслят и воспринимают мир через абсолютно разные призмы.

  • Половая принадлежность.

Если говорить о половом менталитете, то можно сказать, что женщины более склонны к демонстрации собственных эмоций, а мужчины более сдержаны и предпочитают не показывать свои чувства.

Ментальность – это не то, что является постоянным. Играла в детстве в «Сломанный телефон»? С этой игрой и можно сравнить историческое изменение менталитета. Каждый последний участник привносит что-то своё, немного изменяя предыдущую мысль. Именно поэтому современное мировоззрение очень сильно отличается от средневековья или более древних эпох.

люди бегут по траве

Но, это всё рассуждения и примеры общественной ментальности. Нужно более глубоко разобраться в ментальности личной. Речь идёт о психическом (ментальном) здоровье. Что же это простыми словами?

Как формируется ментальность

Основной период развития ментальности начинается приблизительно в 3 года, заканчивается ближе к 15. Это происходит параллельно с тем, как ребенок социализируется. На развитие ментальности более всего влияют факторы:

  • Пример родителей. Дети неосознанно копируют поведение родителей, поэтому взрослым нужно быть образцом и примером для ребенка.
    Но часто взрослые при детях демонстрируют не лучшие свои качества (кричат, ругаются матом, выпивают, скандалят, проявляют отрицательные качества характера). Из-за отсутствия жизненного опыта ребенок может решить, что это норма, начать вести себя также.
  • Искусство, СМИ. Эти источники позволяют человеку расширить кругозор, узнать больше о мире, понять, как живут другие люди.
    Не все фильмы, книги или другие предметны искусства несут положительный посыл (см. месседж). Ребенок или подросток может неправильно понять то, что автор заложил в произведение искусства, начать вести себя неподобающим образом.
  • Кумиры знаменитости. Это могут быть известные певцы, актеры, музыканты, герои фильмов, а также журналисты, писатели, политики, бизнесмены.
    Хорошо перенимать у знаменитостей положительный пример, но так происходит не всегда. Например, подросток узнает, что гитарист любимой рок-группы балуется запрещенными веществами и тоже решает попробовать.
  • Государственная политика. Отношение человека к другим людям зависит от того, какую внешнюю и внутреннюю политику ведет государство.
    Пропаганда может навязывать людям неправильные ценности и искажать их представление о реальной действительности.
  • Общественные институты. Деятельность общественных организаций и сфер направлена на то, чтобы формировать ментальность индивида.
    Не все социальные институты пропагандируют верные, общечеловеческие ценности. Не исключено, что человек может попасть в секту или отрицательно настроенную социальную группировку.

Где и как употребляется слово «ментальность»

Кроме значения слова «ментальность» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «ментальность».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «ментальность» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «ментальность»

По одним мнениям, в этом виновата русская ментальность, по другим – продуктом несвободы явилась психология русского народа.

Л. В. Щербина, История экономики: конспект лекций

В этом проявляется одна из характернейших особенностей российской ментальности – стремление жить сегодняшним днём.

Виктор Дельцов, Почему меня уволили?

Кроме того, существуют различия между ментальностью людей, которые занимаются производством, и бизнесом.

Николай Студеникин, PR-защита бизнеса в корпоративных войнах: Практикум победителя Все предложения со словом «ментальность»

Оппозиции ментальности

Что значит «ментально» с точки зрения различных оппозиционных способов мировосприятия и какими они вообще бывают? Отвечая на этот вопрос, в первую очередь нужно понимать, что способы отстаивания собственных интересов ментального характера, а именно противопоставляющиеся культурный и природный, эмоционально окрашенный и рационализированный, свойственный группе и носящий индивидуальный характер, исчезают, когда речь идет о ментальном. Сама структура этого термина просто растворяет все внутренние и наружные противоречия между данными способами осознания мира в себе. Обсуждая данное понятие, важно знать о том, что в этом случае неважно, через какую из вышеупомянутых оппозиций воспринимаются данные об окружающем мире.

ментальный человек это

Как помочь себе сохранить ментальный уровень

Занимайся самоанализом. Он помогает заглянуть внутрь, проследить свои реакции на различные ситуации. Самоанализ помогает в определении чувств и эмоций. Почему в одной ситуации ведёшь себя так, а в другой иначе?

Окружи себя хорошими людьми. Важно, чтобы твоё окружение было положительно настроено, тебе было комфортно находиться с ними, ты могла им доверять. Токсичных людей нужно вычеркивать из жизни, прощаться с ними, избегать.

Ментальность – что означает, определение, значение, примеры употребления

Подключай физическую активность. Спорт помогает лучше себя ощущать, больше времени появляется на дела, меньше хочется спать. Ум не затуманен, а энергии, чтобы совершать новые дела – всё больше и больше.

Больше гуляй на свежем воздухе, подпитывай мозг кислородом. Уже через несколько дней ты почувствует себя лучше.

Увлекайся новым. Стремись постигать неизведанное, больше читай, интересуйся, узнавай. В общем, питай свой мозг полезной информацией. Не дай себе деградировать, всегда двигайся вперёд, осваивай новые вершины.

Читайте также:  Сильва Хосе: кто он и почему знаменит, биография парапсихолога

Принимай людей с их недостатками, слабостями и проблемами. Если человек дорог – не воспитывай его, не пытайся менять, прими. На борьбу уходит много сил, выливается большое количество негативных эмоций. Тут также будет присутствовать стресс, злость, тревога, чувство вины. Не терзай себя этими чувствами, освободись от них. Скажи себе: «да, он такой, но я не буду играть в его игру и не стану злиться на его излишнюю заботу, я просто приму его таким, какой он есть, ведь этот человек мне дорог».

Тренируй уверенность в себе. Не бойся говорить, выражать свои мысли и чувства. Ты личность, а значит, имеешь полное право на собственное мнение. Промолчать – это зажать в угол свои потребности, свои чувства и желания. Это приводит к душевным мукам, чувству неполноценности.

Ментальность – что означает, определение, значение, примеры употребления

Проси помощи. Если ты не справляешься, не тяни груз сам, не мучай себя виной, сверхответсвенностью, страхом не сделать. Просто попроси близкого помочь тебе, доверься ему, раздели эту ношу. Это не проявление слабости, это любовь к себе.

Анализируй ситуации. Негативные эмоции ухудшают твоё здоровье, не дай им поглотить тебя. Проанализируй, почему в том или ином случае ты испытываешь раздражение, злость, гнев. В чём или ком дело? Нужно найти причину. Может, это недосып, усталость, или дело в конкретном человеке? Поменяй режим, график или попытайся минимизировать общение с данным человеком.

Планируй, ставь цели и иди к ним. Хаос в голове ведет к разрухе в жизни. Структурируй свои мысли. Составь план и порядок выполнения дел, чтобы проще его выполнять. Не копи в голове много ненужной информации, лучше записывай ее. Не перегружай голову лишними заботами.

Если самому не удаётся, то психолог, психотерапевт, а иногда и психиатр – те самые врачи, которые помогут подлечить твою психику. Не бойся обращаться к профессионалам.

Почему нужно стремиться сохранять ментальное здоровье

Ментальный уровень – это важная составляющая человека, это его часть психики. Это то, каким он принимает мир, как реагирует на него и как проживает полученный опыт.

Ментальность – что означает, определение, значение, примеры употребления

От того, насколько ты знаешь себя, умеешь контролировать свои реакции и эмоции, зависит твоё ментальное здоровье. Оно играет большую роль в твоей жизни, без него невозможно наслаждаться жизнью и быть счастливым. Душевные тревоги – самое страшное оружие против самого себя. Это медленное самоуничтожение. Именно стресс и негативные эмоции ведут к серьезным душевным и физическим заболеваниям.

Подумай, что в твоей жизни есть прекрасного, и вдохновляйся этим.  А так же поищи, где  находятся те самые причины твоего стресса и плохого самочувствия, что заставляет испытывать тебя негативные эмоции. Избавляйся от них немедленно, наполняя свою жизнь только прекрасным. Твоё настроение и самочувствие не должно зависеть от кого-то еще. Только ты являешься автором своей жизни, не дай другим влиять на неё.

Сохраняй своё ментальное здоровье, пользуйся возможностью ощущать жизнь в полной мере и наслаждаться ей.

Наши болезни связаны с мыслями?

Часть психологов полагают, что возникновение всех патологий начинается именно с ментального уровня. Они говорят о тесной связи физического мира и духовного, состояния тела человека и его мыслей.

Тогда получается, что, желая исцелиться от болезни, нужно первым делом установить ментальную (мысленную) причину, по которой она возникла. Так как внешняя симптоматика недуга выступает только отражением внутренних патологических процессов. Соответственно, больной должен заняться самоанализом для выявления и последующей нейтрализации духовной причины болезни.

Выходит, что, если человек самостоятельно создаёт себе заболевание, — только ему под силу и устранить его.

А из основных ментальных провокаторов патологий выделяют такие:

  • человек не понимает свои жизненные цели, не знает, зачем пришёл в этот мир;
  • не понимает и/или не соблюдает вселенские и природные законы;
  • у него в подсознании присутствуют агрессивные, пагубные чувства, мысли либо эмоции.

болезни создают плохие мысли!

Любое заболевание, прежде всего, сигнализирует про нарушенную гармонию, баланс во Вселенной. Оно является отражением неправильных человеческих мыслей, намерений и поведения – то есть всего мировоззрения.

Буквально все болезни выступают защитой нас от наших же пагубных мыслеобразов и деяний. А больными можно считать тех, кто обладает некорректным, нездоровым пониманием мира. Тогда для исцеления потребуется всего лишь пересмотр и изменение своих взглядов на жизнь. К сожалению, современный человек мало озадачивается подобными глубокими вопросами. И заболев, как правило, хватается за традиционные таблетки, ища в них исцеления. При этом происходит только снятие симптомов, но никак не воздействие на первопричину.

Источники
  • https://psiholoog.ru/ponyatiya/mentalnost
  • https://psihomed.com/mentalnost/
  • https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/MENTALNOSTI_MENTALITET.html
  • https://samka.co/psihologiya/chto-takoe-mentalnost-prostymi-slovami-i-kakie-osobennosti-ey-prisuschi/
  • https://vslovarike.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  • https://knyazhinskaya.ru/drugoe/chto-takoe-mentalitet-cheloveka.html
  • https://samka.co/psihologiya/chto-takoe-mentalnyy-uroven-i-pochemu-ego-vajno-oberegat/
  • https://TayniyMir.com/samorazvitie/mentalnyj-uroven.html

Как вам статья?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Исполнение желаний с помощью мыслей